Проверить задолженность
Введите номер Вашего лицевого счёта
 
НОВОСТИ \ Публикации в СМИ
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Вернуться к публикациям 
9 марта 2017
"Аргументы и Факты"
«Неотключаемые» потребители электроэнергии теперь должны предоставлять «Кузбассэнергосбыту» финансовые гарантии
На сегодняшний день общий долг потребителей электроэнергии перед гарантирующим поставщиком ОАО «Кузбассэнергосбыт» составляет более 3,3 млрд рублей. Из-за этого гарантирующий поставщик находится в сложной ситуации: с одной стороны давят долги потребителей, а с другой – обязательства вовремя оплачивать услуги перед генерирующими и сетевыми компаниями. Чем все это грозит энергетикам и кто самые крупные должники региона в интервью с генеральным директором ОАО «Кузбассэнергосбыт» Леонидом Петровым.
Более 3,3 млрд должны все потребители вкупе, а кто должен больше всех?
После новогодних праздников платежная дисциплина кузбассовцев ухудшилась.Предприятия ЖКХ увеличили свой долг перед нами в январе на 12% и накопили задолженность в размере 1,5 млрд рублей. Это 45% от общего объема долга, и они являются лидерами антирейтинга. На втором месте по объему долгов предприятия бюджетной сферы. Они должны нам  379 млн рублей. Прирост за месяц – 95 млн рублей. Также большие долги имеют предприятия угольного комплекса – 171 млн рублей.
А почему столь массово не платят предприятия ЖКХ?
Это так называемые «неотключаемые потребители»: водоснабжающие, теплоснабжающие организации. Это достаточно серьезная системная проблема. Они больше и быстрее всех накапливают задолженность, а отключить такие предприятия по закону невозможно, поскольку они сами выступают поставщиками ресурсов для населения и могут пострадать ни в чем не повинные жители. При этом люди могут исправно платить за коммунальные услуги, но эти деньги не доходят до нас. Предприятия ЖКХ по разным причинам их могут просто не перечислять.
Еще проблемы доставляют те предприятия отрасли ЖКХ, которые ликвидировались или находятся в стадии ликвидации. Привычной практикой стало накопление долгов, а затем банкротство и ликвидация этих предприятий. На их месте появляются новые, которые уже не несут ответственности по обязательствам своих предшественников. В основном речь идет о бывших арендаторах объектов тепло- и водоснабжения, особенно в сельских территориях. Взыскать с них задолженность практически невозможно, так как все имущество принадлежит муниципалитету, а предприятие его только арендует. Оно собирает деньги с населения, не рассчитывается с ресурсонабжающими организациям, потом просто исчезает. К сожалению, такие случаи не единичны, однако органы местного самоуправления не оказывают должного внимания этим ситуациям, несмотря на указания областной администрации о недопустимости подобной практики.
Выходит, одних отключить вы не можете, а те, кого отключаете, – зачастую недовольны и жалуются, что к ним применили жесткую меру?
Применять жесткие меры воздействия мы просто вынуждены. Мы являемся связующим звеном в цепочке электроснабжения. Из средств, полученных от потребителя, мы должны оплачивать покупку электроэнергии на оптовом рынке и платить сетевым компаниям, которые должны на что-то ремонтировать сети и многое другое. Но при этом ни один из клиентов не может сказать, что до отключения мы не вели диалог, не пытались найти выход, предложить схему, которая гарантировала бы если уж не погашение долга, то хотя бы предотвращение роста задолженности. Мы всегда объясняем, что отключение – это крайняя мера. Раз до этого дошло, значит, с должником не смогли договориться или он не выполнил заключенное соглашение. Отключать или доводить дело до суда не в наших интересах.
Насколько удается взыскать задолженность через суд?
В целом мы активно ведём судебную работу. По мере того, как происходит рост долгов, увеличивается и объем исковых заявлений. За 2016 год юридическая служба компании подала 2 610 исковых заявлений. В итоге из них удовлетворено исков на общую сумму 1,4 млрд рублей. Эти цифры выросли в два раза по сравнению с 2015 годом. Нередко происходит и так, что предприятие затягивает с оплатой, мы подаем на них в суд, и спустя некоторое время они гасят долг. В таком случае иск отзывается.
Как компания продолжает функционировать, имея большие долги со стороны потребителей? Вы берете кредиты?
Да, мы привлекаем банковские кредиты на покрытие «кассовых разрывов». Они возникают, потому что розничный потребитель платит за электроэнергию, как правило, по факту потребления, а «Кузбассэнергосбыт» оплачивает ее на оптовом рынке раньше. Возникает ситуация, когда потребитель нам деньги еще не заплатил, а нам их уже нужно отдать. И вот этот «кассовый разрыв» мы стараемся закрывать кредитными ресурсами. Это нормальная ситуация.
Но в последнее время мы стали пользоваться кредитами для увеличения оборотных средств из-за роста дебиторской задолженности. В кризисные времена она постоянно увеличивается, и у нас возникают проблемы с привлечением кредитов. Банки просто боятся давать деньги компании с дебиторской задолженностью в 3,3 млрд рублей. Они снижают объемы кредитования и увеличивают проценты.
Что может случиться при самом худшем сценарии?
Важно понимать, что у нас нет возможности заплатить производителям электроэнергии и сетевым организациям «попозже», поскольку санкции за это для энергосбытовых компаний очень серьезные – вплоть до лишения статуса субъекта оптового рынка, то есть прекращения деятельности компании. Это может привести к массовым лишениям статуса гарантирующего поставщика по всей стране. При этом опыт показал, что подхватывать этот статус желающих не так много. Ведь новый поставщик унаследует тех же самых неплательщиков. В тех регионах, где статус гарантирующего поставщика переходил к сетевым компаниям, платежная дисциплина вдруг не улучшилась. Ведь от того, что обязанности будут переходить от одного поставщика к другому, те же предприятия ЖКХ платить не начнут. Поэтому огромные долги ресурсников ставят под угрозу надежность электроснабжения всего региона. Они не платят нам, мы в свою очередь рискуем не заплатить сетевым компаниям, которым необходимы средства для ремонта электросетей и инвестиций. Чтобы минимизировать риски, необходимо вмешательство властей и конкретные меры по налаживанию платежной дисциплины потребителей.
Какие обязанности накладывает статус гарантирующего поставщика?
Мы не имеем права отказаться от электроснабжения любого обратившегося потребителя, расположенного в зоне нашей деятельности. В реальности это означает, что независимые энергосбытовые компании, как только у них возникают проблемы с потребителем (начинаются задержки платежей), как правило, расторгают договор с ним. Это их право. А мы такого потребителя автоматически подхватываем.
Можете назвать предприятия, которые перешли к вам подобным образом?
В последнее время мы потихонечку «подбираем» объекты ЖКХ. Это происходит достаточно регулярно. В 2016 году к нам пришли беловская «Энергокомпания» и объекты прокопьевского «Водоканала». Еще пришел Мариинский спиртовой комбинат. Одно из серьезных предприятий, которое мы получили, это ПАО «Тепло» в Междуреченске, задолженность которого на сегодняшний день составляет более 76 млн рублей. Сегодня мы видим риски по всем предприятиям, у которых существуют финансовые проблемы и которых независимые сбытовые компании готовы скинуть на нас.
Какие меры по укреплению платежной дисциплины в энергетике принимаются?
В этом плане законодатели пошли навстречу сетевым компаниям и установили для поставщиков срок оплаты сетям с интервалом 2 дня от срока оплаты потребителей. Только потребитель в срок не платит. А мы задержать оплату не можем, поскольку в случае просрочки платежа на оптовый рынок или сетевым компаниям платим огромную пеню, которая начисляется с первого дня просрочки. Если же задержать оплату несколько раз, то можно, в конечном счете, лишиться статуса гарантирующего поставщика – о чем мы говорили ранее. Мы-то всегда готовы платить вовремя, если с нами потребитель будет рассчитываться. Поэтому целесообразнее стимулировать потребителя к своевременной оплате.
Недавние законодательные изменения вводят финансовые гарантии для неплательщиков электроэнергии на розничном рынке. Теперь, если «неотключаемые» потребители накапливают долг, превышающий две среднемесячные величины, то должны предоставить поставщику ресурса финансовую гарантию. Гарантом может выступить банк или муниципалитет. Если неплательщик не предоставит гарантию в срок, то его руководству грозит штраф до 100 тыс. руб. или дисквалификация до трех лет, а юридическим лицам – штраф до 300 тыс. руб. Эффект можно будет оценить ближе к концу года.
Кажется, недавно в КоАП были внесены изменения, устанавливающие пени за просрочку платежей? Это не сработало?
Да, эти изменения вступили в силу в конце 2015 года. На практике получается следующее: количество должников исчисляется тысячами. Очевидно, что не все добровольно станут уплачивать пени, а значит, они будут взыскиваться в судебном порядке. И тут опять в игру вступают ликвидированные предприятия и «неотключаемые», у которых долги огромные, а пени с них собрать в полном объеме невозможно. К тому же размер пени не покрывает наших затрат на обслуживание кредитов. Было бы справедливо уровнять ответственность, которую  несут перед нами конечные потребители с ответственностью гарантирующего поставщика перед сетевыми и генерирующими компаниями. 
 
RSS

© ПАО «Кузбассэнергосбыт» 2006-2017