Представитель от Кузбасса в Совете Федерации РФ Дмитрий Кузьмин и генеральный директор ПАО «Кузбассэнергосбыт» (входит в Группу «Мечел») Леонид Петров провели в Кемерове рабочее совещание, посвященное замене индивидуальных приборов учета электроэнергии в жилом секторе. Сегодня по закону эта обязанность лежит на сбытовых и сетевых компаниях, и они ее исполняют. Однако процесс тормозят пробелы в законодательстве.
Изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике» с июля 2020 года возложили ответственность за организацию учета для физических лиц на розничных рынках электрической энергии: в многоквартирных домах – на гарантирующих поставщиков, в частном секторе – на сетевые организации. Замене подлежат неисправные или с истекшей датой поверки индивидуальные электросчетчики. Также необходимо обеспечить приборами всех потребителей, у которых изначально не было счетчиков. Энергетики ведут кампанию за свой счет (в рамках тарифа).
В Кузбассе два гарантирующих поставщика электроэнергии. Крупнейший – ПАО «Кузбассэнергосбыт». В границах зоны деятельности сбытовой компании большая часть области. То есть в регионе «Кузбассэнергосбыт» выполняет основной объем работы по замене счетчиков. Поэтому именно с его руководителем Леонидом Петровым сенатор от Кузбасса обсудил тему, недавно поднятую на площадке Совета Федерации.
«Как показывает практика, работа ведется в разных регионах по-разному, – рассказал Дмитрий Кузьмин. – Есть ряд моментов, которые в целом не позволяют на должном уровне соблюдать темпы. И спикер нашей палаты Валентина Матвиенко дала всем сенатором поручение отработать ситуацию в своих регионах: понять, какие есть проблемы, и найти решения, которые помогут двигать процесс. Цель – помочь гражданам получить бесплатную услугу».
Леонид Петров темпы замены счетчиков в Кузбассе оценивает удовлетворительно: энергетики укладываются в планы. За первые шесть месяцев с момента старта кампании в июле 2020 года специалисты заменили 8,9 тыс. приборов учета. В этом году – почти 82 тыс. (по состоянию на 15 декабря).
По словам руководителя «Кузбассэнергосбыта», энергетики активно информируют потребителей о возможности бесплатно заменить счетчик через СМИ, соцсети, собственный сайт. Связываются с клиентами, с которыми у поставщика заключены прямые договоры (таких около одного миллиона). Сотрудники колл-центра напрямую звонят потребителям: рассказывают о том, что счетчик можно заменить (или установить) бесплатно, и договариваются о визите специалистов. Управляющие компании же далеко не всегда соглашаются помочь проинформировать собственников о такой возможности. Получить от них данные о том, сколько в жилом фонде под их управлением подлежащих замене счетчиков, тоже бывает довольно проблематично: закон к тому не обязывает. И это один из пробелов в нормативно-правовой базе, тормозящих кампанию.
Другая проблема – не всегда есть доступ к приборам учета. Например, в Новокузнецке они чаще всего находятся в квартирах, а не на лестничных площадках. Некоторые собственники сознательно отказываются от поверки и замены прибора учета, потому что им выгоднее платить по нормативу. И никакого законного механизма воздействия тут тоже нет.
Не предусматривает действующее законодательство и вопрос утилизации демонтированных счетчиков, которые нельзя просто выбросить в мусор. Ответственность за переработку счетчиков лежит на собственниках. Управляющие компании, как правило, отказываются брать «бесхозные» счетчики на баланс. Гарантирующему поставщику приходится утилизировать их за свой счет.
Наконец, с 1 января 2022 года энергетики смогут менять старые счетчики только на «умные». Казус в том, что за законом не успели производители: на российском рынке до сих пор не представлено интеллектуальных электросчетчиков, а только опытные образцы. Хотя в планах «Кузбассэнергосбыта» на 2022 год установить 37 тыс. новых «умных» электросчетчиков, «позиция гарантирующих поставщиков, озвученная на отраслевой конференции в начале декабря, такова: если счетчики не появятся, с 1 января мы будем лишь поверять приборы учета, потому что ставить пока нечего», – рассказал Леонид Петров.
Сенатор согласился с энергетиком: необходимо законодательно урегулировать выше обозначенные вопросы, и пообещал приложить к тому все усилия.
Газета "Кузбасс", №95 от 28.12.2021
«Кузбассэнергосбыт» вышел на субботник
«Кузбассэнергосбыт» уведомляет о переводе потребителей на прямое обслуживание с 01.05.2025
«Кузбассэнергосбыт» провел турнир по боулингу среди сотрудников
«Клиент года»: «Кузбассэнергосбыт» наградил самых ответственных клиентов среди юрлиц и предпринимателей
«Кузбассэнергосбыт» наградил лучших клиентов
«Кузбассэнергосбыт» уведомляет о переводе потребителей г. Осинники с 01.04.2025 на прямое обслуживание
«Кузбассэнергосбыт» провел турнир по настольному теннису среди энергетиков Кузбасса
«Кузбассэнергосбыт» наградили за участие в фестивале «Вместе ярче»
Качество обслуживания клиентов «Кузбассэнергосбыта» отметили на всероссийском уровне
«Кузбассэнергосбыт» уведомляет о переводе потребителей с 01.03.2025 на прямое обслуживание
Клиенты «Кузбассэнергосбыта» предпочитают мобильное приложение для оплаты счетов за электроэнергию
«Кузбассэнергосбыт» оценил эффективность сервиса по обзвону клиентов